Александр Митряков
"Слуга двух господ" Карло Гольдони, реж. Пётр Шерешевский, Русский театр Удмуртии, Ижевск
"Слуга двух господ" - классическая комедия, проверенная временем: только на русской сцене она идет уже больше столетия. Пьеса нарочито лёгкая, почти бесконфликтная, если, конечно, не считать многочисленные коллизии комедии положений, которые, как заранее известно, в финале будут благополучно разрешены.
Комедия дель арте в современных постановках – прекрасный материал для экспериментов с формой: будучи изначально комедией штампов, расхожих образов, поставленная сегодня в первозданном виде, она, как правило, выглядит старомодно. Шерешевский, перенося действие на итальянский курорт, вводит Панталоне, Бригеллу и других канонических персонажей в круг современных стереотипов: мафиози, Сан-Ремо, темпераментная южная речь, застолья (более, кстати, напоминающие кавказские, нежели европейские, да и Бригелла в первых сценах жарит подозрительно знакомые по виду шашлыки).
Вместе с залом за разворачивающимся действием прямо со сцены наблюдают три девицы бальзаковского возраста в полосатых купальниках, тоже персонажи более чем знакомые: курортницы, туристки, смотрящее на происходящее вокруг как на мыльную оперу на незнакомом языке, не забывающие, по поводу и без, жаловаться на отвратительный сервис и требовать компенсаций. Вполне себе мещанки во дворянстве. Три девицы эти, несмотря на известное обаяние и способность сочувствовать происходящему (особенно, конечно, когда заходит речь о том, что все мужики - сволочи), тем не менее, персонажи явно гротескные. Забавляясь их недалёкостью, зритель как будто получает пример того, как не надо смотреть спектакль.
А посмотреть в спектакле, отвлекшись от сюжета и забавно обыгрываемых стереотипов, есть на что. Начиная от очень гармоничного цветового решения сцены - залитого светом сочетания песочного и синего с сочными акцентами платьев эпизодических героинь, заканчивая богатым набором формальных способов работы с текстом пьесы. Шерешевский словно бы ставит перед собой задачу, взяв за основу эмоционально лёгкий, почти диетический материал, показать на нём зрителю как можно более широкий спектр приёмов, свойственных новому театральному языку, раз уж тот вызывает у современников столь неоднозначную реакцию. Чего стоит хотя бы процедура смены декораций, усиливающая ощущение хаоса, и без того свойственного сюжетным линиям комедии положений, или вездесущие цитаты из других классических репертуарных спектаклей, от "Гамлета" до "Чайки".
Отдельно стоит отметить особую роль в спектакле Бригеллы (Алексей Агапов), который выпадает как из ряда современных стереотипов, так и из канона итальянской комедии: он наделён скорее чертами Пьеро. Бригелла оказывается непривычно романтичным, более того, вообще олицетворением любви. Любви вездесущей (Бригелла на сцене почти постоянно), постоянно находящейся рядом с участниками действа, и лишь самую малость комичной. Примечательно, что когда на сцене разворачиваются эпизоды признаний и вообще проявлений искренних чувств, даже освещение приобретает цвета его костюма. И именно любовь, словно «бог из машины» античных спектаклей, оказывается способной без последствий разрубить клубок проблем, созданных героями пьесы, и, в первую очередь, конечно, самим Труффальдино из Бергамо.
Можно видеть в этом высокий смысл, сводящийся к тому, что в нарастающем хаосе современности лишь любовь способна разрешить самые сложные коллизии, не карая их участников; можно, не претендуя на столь широкие обобщения, развлекаться ловлей многочисленных авторских недомолвок, намёков и аллюзий (один юрист, достающий со дна бассейна античную амфору с вином, чего стоит!), а можно просто радоваться происходящему на сцене действию - весёлому, сочному, беззаботному, и, главное - со счастливым концом. В каком-то смысле слуга двух господ - не только Труффальдино, но и сам режиссёр Пётр Шерешевский, который на сей раз, кажется, нашёл способ угодить всем.
Александр Митряков - историк, археолог. Научный сотрудник Удмуртского университета. Текст написан в рамках деятельности Студии культурной журналистики (Ижевск).