Ирина Пекарская
«Медовый месяц, или Развод по-женски», реж. Станислав Голодницкий, Костромской камерный драматический театр п/р Б.И. Голодницкого
Как уверял Марсель Пруст, один из величайших писателей ХХ века, мы начинаем замечать эстетическое в природе и людях лишь после приобретения опыта видения прекрасного в искусстве. И тогда постановка «Медовый месяц, или Развод по-женски» приобретает новый, весьма актуальный смысл – современный человек во многом утратил ощущение прекрасного в отношениях мужчины и женщины. «Развод по-женски» не только представляет на театральной сцене женщину такой, какая она есть. Скандальной и всепрощающей, меркантильной и бескорыстной, свободолюбивой и мечтающей о семье и детях. Неидеальной. Но во всей своей взбалмошности она предстает прекрасной, как скульптура древнегреческой богини. И эта богиня рядом, здесь, не на Олимпе или в музее. Постановка позволяет увидеть, почувствовать красоту, хрупкость и внутренние противоречия женщины наедине с собой.
Выбор пьесы неслучаен. Эстетика человеческих отношений и чувств каждого отдельного человека является центральной темой Станислава Голодницкого. И важный аспект современных отношений – "недолюбленность", неумение сохранить связи. Текст психологической пьесы австрийского драматурга Габриэля Барилли, которого журнал «Космополитен» назвал «европейским ответом Вуди Аллену», изменен режиссером: подробности сокращены до минимума. Сдержанные декорации, видеоинтервью, вкрапленные в ход действа, – эти приёмы уже встречались в работах постановщика, но они придают спектаклю характерный стиль документального театра.
На сцене большой светлый куб-комната из органзы и металлоконструкций с двумя белыми лестницами по бокам. Больше – ничего. На вершинах лестниц – женщины; одна в черном костюме, другая в красном платьице. Очень маленьком красном платьице... «Если бы мы жили в лучшем из миров, я бы смогла обойтись без всех этих уловок», - демонстрируя изящную ножку в красной туфельке на огромной шпильке, заявляет дама в красном, - «Там царила бы взаимная симпатия и любовь, бескорыстие и покой. Мы живем, к несчастью, в ином мире, и пока здесь главным остается не любовь, но война и власть, я буду играть по тем правилам, по которым играют все». Другая глубоким грудным голосом заявляет: «В нашем разводе было столько достоинства… столько достоинства… Но не всё так плохо – есть Барбара и Мануэль, они счастливы вместе уже семь лет. Барбара – мой маяк». Третья героиня с криками врывается в зал из нашего светящегося куба, как новый экспонат интерактивного музея, презентуемый на посвященной ему выставке. Это и есть Барбара, которая ушла от блудливого мужа. Маяк светил ложным светом. Прелюдия постановки «пугает» своей феминистской направленностью. Но декларативная интонация незаметно меняется на диалоги героинь, искренние, реалистичные до грусти и смешные до колик.
Кристина, дама в черном, как мы уже поняли, благополучно разведена и воспоминания о разводе будят в ней самые тёплые чувства. Кристи много работает, ей удалось создать успешную врачебную частную практику. Линда, роковая красотка в вызывающе маленьком платье, отличается прагматичным подходом к мужчинам. По её мнению, важно поддерживать в мужчинах «мотивацию» и тогда они откроют вам двери в новые шикарные рестораны и отели на престижных курортах. А Барбара была скромной супругой, долгое время терпела измены мужа, и ушла, когда узнала, что встречи происходят у неё дома.
Исполнительницы ролей в этой постановке во многом открылись по-новому как актрисы. В интонациях миловидной, почти юной Екатерины Писаревой в роли Кристины появились нотки зрелой женщины, родились уверенность и сила. Героиня Писаревой – уравновешенная, самодостаточная женщина, которая уже знает, чего хочет, и уже может позволить себе быть романтичной. Ярко и неожиданно расцвела Анастасия Барабанова, исполняя роль кокетки Линды. Ею был создан в некотором роде символический образ женщины. Красное платье, туфли на экстремальной шпильке, заявленная философия манипулятора красноречиво сообщают об агрессивности и эгоизме её персонажа. Но нечастые для театральной сцены миниатюрность актрисы, её громадные, широко открытые глаза и юность подчеркивают действительные хрупкость и беззащитность девушки. У редкого зрителя в зале не защемит сердце от сочувствия крохотной, сильной и одновременно уязвимой Линде, хотя в некоторых сценах и хотелось бы видеть её чуть более вдумчивой. Татьяна Бондик имеет огромный сценический опыт. Барбара в её интерпретации – сильная, волевая женщина, с цельным характером, но бешеным темпераментом.
В поддержку театрального действа в самые конфликтные моменты на полупрозрачную органзу транслируются блиц-интервью о любви, взятые у женщин разного возраста. Простые, безыскусные слова о жизни разряжали атмосферу конфликта, наполняя домашним теплом холодные металлоконструкции.
Человек очень часто свою жизнь осознаёт как «потерянное время», бесплодное и невыразительное времяпровождение. Постановка свидетельствует, что ваша жизнь - самая настоящая реальность. «Медовый месяц, или Развод по-женски» сначала шокирует нетеатральностью, невыдуманностью сюжета. И пусть реализм постановки понравится далеко не всем. Но здесь, на этом спектакле, зритель видит - его собственная жизнь, все её события, правдиво и одновременно с юмором отраженные искусством, тоже представляют определенную эстетическую ценность. И лишь ценя каждый свой день, можно стать намного счастливее.
Пекарская Ирина Игоревна окончила исторический факультет КГУ им. Н.А. Некрасова (2000) и аспирантуру по специальности «Социальная философия» (2009). Ведущая сайта Костромского камерного драматического театра п/р Б.И. Голодницкого (www.kamerniy-teatr.ru). pekarska@yandex.ru